Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города Бердска за 2015 год и их планируемых значениях на 3-летний период

ДОКЛАД Главы города Бердска Новосибирской области Шестернина Евгения Анатольевича О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования города Бердска за 2015 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Доклад подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Заполнение показателей доклада выполнено в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Новосибирской области.

При подготовке доклада использовались официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, результаты социологических опросов, проводимых органами государственной власти Новосибирской области, данные структурных подразделений администрации города Бердска и муниципальных предприятий и учреждений.

Деятельность администрации города Бердска в 2015 году осуществлялась в соответствии с бюджетом и планом социально-экономического развития, майскими указами Президента Российской Федерации, иными документами федеральных и региональных органов власти.

Плановые показатели на период 2016-2018 годы сформированы на основе анализа тенденций социально-экономического развития города Бердска.

Экономическое развитие

Экономическое развитие города Бердска по итогам 2015 года продемонстрировало положительную динамику.

В Бердске сохраняется традиционно высокий уровень предпринимательской активности. Малый бизнес играет важную социальную и экономическую роль в развитии города. Благодаря мероприятиям, проводимым для формирования благоприятных условий по развитию бизнеса в городе, получена позитивная динамика показателей этого сектора экономики.

Доля оборота малых и средних предприятий в 2015 году составила 49,5% от общего оборота организаций и предприятий города. Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города, составила 3179 ед. Численность занятых составила 10555 человек.

Одной из основных задач администрации города Бердска является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.

С этой целью постоянно ведется работа по информированию и привлечению СМиСП к участию в конкурсах на оказание государственной и муниципальной поддержки, оказывается помощь при подготовке конкурсной документации. В 2015 году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Бердске на 2014-2016 годы» 11 СМиСП получили субсидии на общую сумму 3436,6 тыс. руб., в том числе 500 тыс. руб. за счет средств местного бюджета.

Позитивной тенденцией развития предпринимательства в городе является увеличение числа СМиСП в расчете на 10 тыс. человек населения. В 2014 году увеличение составило 12 единиц. Рост показателя произошел за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей на 3,8% и числа предприятий на 4,3%.

Незначительно – на 0,06 п.п. - увеличилась доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.

На последующие годы прогнозируется рост числа СМиСП в расчете на 10 тыс. человек населения и доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.

Важнейшим потенциалом для развития предприятий является сохранение и дальнейшая активизация инвестиционных процессов.

В 2015 году на развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования (за исключением бюджетных средств) по крупным и средним предприятиям, предприятиям с численностью работников до 15-ти человек , по малым предприятиям и с учетом данных, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, направлено 5526 млн. руб., что на 12% выше уровня 2014 года. На 1-го жителя приходится 53750 руб.

По официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области этот показатель составляет 3507 руб. на1-го жителя. Он формируется только по данным статистической отчетности по крупным и средним предприятиям.

Прогнозируется сохранение положительных достижений в стимулировании привлечения инвестиций на территорию города. На разных стадиях реализации находятся 15 инвестиционных проектов. Их реализация позволяет создавать новые рабочие места на территории города, увеличивать доходную составляющую бюджета города.

В городе существует опыт привлечения частных инвестиций для развития объектов городской инфраструктуры.

Кроме того, предпринимаются меры по повышению эффективности информационного сопровождения муниципального инвестиционного процесса через официальный сайт администрации города Бердска.

Увеличивается площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом. Наблюдаемая тенденция обусловлена:

- реализацией Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» по оформлению садовых земельных участков в собственность граждан;

- организацией работы по стимулированию выкупа земельных участков, принадлежащих на праве аренды собственниками промышленных, торговых, административных объектов, расположенных на данных участках;

- продажей земельных участков, предназначенных для строительства, в собственность с торгов.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа, в 2015 году составила 51,78%. Предоставление земельных участков и оформление прав осуществляется в заявительном порядке.

Администрация города инициирует присоединение дополнительных земель, что позволит привлечь новых инвесторов и увеличить объем внешних инвестиций, а также увеличить долю площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа.

В администрации города Бердска нет управления сельского хозяйства, на основании отчетов которого формируется показатель 5.

В городе сложилась сложная ситуация, вызванная высокой степенью износа и загрузки дорог личным и общественным транспортом.

Протяженность автомобильных дорог в городе Бердске в 2015 году составила 198 км, 33,84% которых не отвечают нормативным требованиям.

В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2020 годах» в 2014-2015 годах выполнена реконструкция ул. Ленина - проезжая частя расширена до 14 метров, построены тротуары, проведено озеленение, восстановлена ливневая канализация, реконструированы сети наружно освещения. Софинансирование за счет средств местного бюджета осуществлялось в рамках муниципальной программы «Строительство и ремонт улично-дорожной сети города Бердска на 2014-2016 годы».

Произведены текущий ямочный ремонт площадью 104,5 тыс. кв. м., щебенение дорог частного сектора. Установлен светофор на перекрёстке улиц Ленина и Горького.

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры и поддержание в нормативном состоянии существующей сети автомобильных дорог города – одно из приоритетных направлений деятельности администрации.

Городской округ не имеет других населенных пунктов.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, а также работников муниципальных учреждений стабильно растет. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации проводится планомерная работа по обеспечению роста средней заработной платы работников бюджетных отраслей, который обеспечивается за счет оптимизации сети бюджетных учреждений, совершенствования отраслевых систем оплаты труда, отраслевых тарифных соглашений.

Росту показателя в прогнозируемом периоде будет способствовать осуществление мер по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, прежде всего, доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования представлена 20 муниципальными и 2 негосударственными детскими садами, которые посещают 6498 детей.

Одно из приоритетных направлений деятельности администрации города - проведение мероприятий, способствующих решению проблемы обеспеченности детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях в 2015 году введено 445 дополнительных мест:

- по ДЦП «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы» дополнительно введено 70 мест в детском саду № 1 «Сибирячок» на микрорайоне «Северный»;

- в рамках мероприятий государственной программы НСО «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» - корпус 2 МБДОУ № 24 «Пчелка» на 212 мест (проектных 180 мест и дополнительных 32 места);

- 121 дополнительное место в существующих группах;

- на базе детского сада № 2 «Дельфин» в качестве структурного дошкольного подразделения открылся «семейный детский сад» в количестве 4 воспитанников;

- в рамках развития частно-муниципального партнерства в негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования школа «Экология и диалектика» открыта дошкольная группа на 20 мест;

- создано 18 мест кратковременного пребывания воспитанников.

В связи с введением новых мест в дошкольных образовательных организациях в период 2013 - 2015 году (реконструкция зданий, строительство новых) наблюдалось увеличение количества детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольными образовательными услугами. В период 2016 - 2017 новых объектов не вводится, а количество детей увеличивается за счет увеличения рождаемости и миграционных процессов, что ведет к снижению доли детей, охваченных дошкольным образованием.

Поставленная Президентом РФ и Губернатором НСО задача обеспеченности детей в возрасте от 3 до 7 лет решена - при планируемом показателе 98,7% местами в дошкольных учреждениях на 01.09.2015 обеспечены все дети этого возраста.

Инфраструктура дошкольных образовательных учреждений находится на оптимальном уровне. Здания, находящиеся в аварийном состоянии, отсутствуют. Доля муниципальных дошкольных образовательных организаций, здания которых требуют капитального ремонта, составляет 5%.

Общее и дополнительное образование

По результатам мониторинга, проведенного Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, система общего образования города Бердска заняла 4-е место в Новосибирской области.

В 2015 году показатель доли выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике составил 99,5% и по сравнению с 2014 годом снижен на 0,5% - 3 выпускника не сдали ЕГЭ по математике. Благодаря системной эффективной деятельности общеобразовательных учреждений, направленных на повышение качественной успеваемости выпускников в последующие годы, итоги ЕГЭ планируется сохранить на высоком уровне – 100%.

Снижается доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников. Аттестат о среднем общем образовании в 2015 году не получили 0,65% от общего числа выпускников (3 выпускника). В 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов будут проводиться мероприятия по улучшению данного показателя, который планируется довести до 0%.

В целях обеспечения условий для получения качественного общего образования 100% школ города соответствуют современным требованиям обучения.

Инфраструктура образовательных организаций находится на оптимальном уровне. Здания школ, находящихся в аварийном состоянии, отсутствуют. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 28,57%.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2015 год составила 88,5%. Во всех школах и детских садах работают программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. В муниципальной системе образования созданы условия для информационно-методологического сопровождения данной деятельности. Ведется системная работа в рамках мероприятий, направленных на профилактику употребления психотропно-активных веществ. В 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов будет продолжена работа в данном направлении.

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составила 21,3%. Ожидаемого снижения количества обучающихся во вторую смену не произошло в связи со значительным увеличением контингента обучающихся (2014 год – 10090 чел., 2015 – 10504 чел.) и данная тенденция предполагается в последующих годах. Нет обучающихся в третью смену.

Для решения задачи по переводу обучения в одну смену в Минобрнауки НСО направлены следующие предложения по строительству новых объектов для включения в федеральную программу «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2015-2025 годы»:

– школы – сада на 600 мест и общеобразовательная школа на 1000 мест в микрорайоне «Южный»;

– начальной школы – сада на 600 мест на территории школы №9.

Также планируется строительство школы-сада в микрорайоне «Раздольный» и школы-сада «Экология и диалектика» в рамках муниципального-частного партнерства.

В 2016 году и плановом периоде 2017 – 2018 годов будут продолжена работа в данном направлении.

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных образовательных учреждениях в 2015 году составили 47,65 тыс. рублей, что ниже чем в предыдущие годы в связи завершением действия программы модернизации образования, финансируемой из бюджетов областного и федерального уровней, а также снижением расходов на проведение работ по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений из средств местного бюджета.

Особенностью существующей сферы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер. Современное дополнительное образование реализуется в учреждениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы в 2015 году составила 79,38%.

В период 2016 – 2018 годов новых объектов не вводится, а количество детей увеличивается за счет увеличения рождаемости и миграционных процессов, что ведет к снижению доли детей, охваченных дополнительным образованием.

Культура

2015 год отмечен уверенной победой сферы культуры города Бердска в конкурсе культурной деятельности муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Деятельность учреждений культуры в 2015 году позволила сохранить сеть активно действующих и востребованных населением учреждений культуры, в целом обеспечить население города Бердска достаточным уровнем услуг, сохранить благоприятные условия для творческой деятельности населения.

Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа составляет 37,5% от нормативной потребности.

В 2015 году открылся большой зал в Городском доме культуры на 277 мест, начат ремонт Дворца культуры «Родина».

Ситуация на книжном, библиотечном и информационном рынках не изменилась, т.к. в соответствии с методическими рекомендациями показатель уровня фактической обеспеченности библиотеками не учитывает библиотеки, расположенные в школах, иных организациях.

На территории города функционирует Городской парк культуры и отдыха, который является сетевой единицей МКУ «Управление культуры города Бердска».

Из 8 муниципальных учреждений культуры 5 требуют капитального ремонта – Городской дом культуры и Досуговый центр «Октябрь» (одно учреждение – Городской центр культуры и досуга), Дворец культуры «Родина», Детская художественная школа «Весна», Детская школа искусств «Берегиня» и Историко-художественный музей. Ремонт Городского дома культуры начат в 2013 году и будет завершён в 2016 году. В 2016-2018 годах планируется провести ремонт ДК «Родина».

Из 3-х объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, требует реставрации Памятный знак в честь подвига бердчан, погибших в года ВОВ 1941-1945 годов, его ремонт планируется провести завершить в 2018 году.

Физическая культура и спорт

Показателем, динамика роста которого свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, является показатель удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения. Систематически занимающихся физической культурой и спортом в городе 28036 человек – 27,3%.

К услугам населения города представлены 10 спортивных учреждений, 174 спортивных сооружения. Функционируют 3 муниципальные детские юношеские спортивные школы, частный спортивный клуб «Кристалл» и спортивный комплекс «Вега».

В городе есть опыт частно-муниципального партнерства со спортивным клубом «Кристалл» по подготовке российских олимпийцев.

Большую роль в развитии массовой физической культуры сыграло строительство в городе целого ряда современных спортивных сооружений (Ледовые дворцы спорта «Бердск», «Зима-Лето», спорткомплекс «Кристалл», спортивно-оздоровительный комплекс «Рассвет», футбольное поле с искусственным покрытием ФОК «Вега», открытый плавательный бассейн пансионата «Борвиха», Центральный Спортивный Комплекс «Вега» для игровых видов спорта с трибунами на 1500 человек), которые находятся в непосредственной близости с природными ресурсами и доступны горожанам.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2015 году составила 25,76 кв. м. В 2015 году в городе введено в эксплуатацию 84010 кв. м жилья.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, снизилась по сравнению с 2014 годом на 60% и составила 0,6 га на 10 тыс. населения.

Площадь земельных участков для жилищного строительства снизилась на 84% и составила 0,22 га на 10 тыс. населения

Снижение обусловлено тем, что сегодня в городе нет свободных земельных участков для развития многоэтажного жилищного строительства. Под строительство многоквартирных жилых домов предполагается использование территорий под существующей жилой застройкой за счёт сноса аварийного жилья. Большой проблемой для привлечения застройщиков на освоение этих участков являются изношенные инженерные сети, а, следовательно, тяжёлые для застройщиков технические условия.

Показатели на 2016 – 2018 годы сформированы совместно с застройщиками с учётом степени готовности жилых домов.

Снижен показатель площади земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Для улучшения данного показателя ежегодно проводится мониторинг текущего состояния готовящихся к сдаче в эксплуатацию объектов капитального строительства. Для обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию жилых домов осуществляется пообъектный анализ физического состояния строящихся домов и выполнения технических условий ресурсоснабжающими организациями и застройщиками, проводятся совещания, на которых рассматриваются проблемные вопросы получения, продления, корректировки и выполнения технических условий на подключение жилых домов к сетям инженерного обеспечения.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2015 году на территории города собственники помещений всех многоквартирных домов выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами.

На территории города Бердска работают 3 организации коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, из 7 организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.

Работа по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, планировалась к завершению до 01.01.2016 года, согласно условиям Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Однако в соответствии с внесенными изменениями в Земельный кодекс образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории,который в городе отсутствует. Ведется работа по подготовке плана мероприятий по разработке проектов межевания территории в виде отдельного документа в целях определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены 25 многоквартирных жилых домов.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях увеличена на 0,82 п.п. в связи с выделением денежных средств из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны (9 человек), на обеспечение жильем детей-сирот (2 человека).

Организация муниципального управления

Доходная часть бюджета города Бердска за 2015 г. исполнена на 97,3%. При плане 2 092, 6 млн. рублей поступления составили 2 034, 9 млн. рублей.

Положительным аспектом в исполнении доходной части является рост налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые доходы исполнены на 100,2% - при плане 514,4 млн. рублей в бюджет мобилизовано 515,3 млн. рублей, неналоговые доходы исполнены на 110,5% - из запланированных 149,8 млн. рублей в бюджет поступило 165,5 млн. рублей.

Безвозмездные поступления из областного бюджета Новосибирской области составили 1 355 млн. рублей или 94,9% от годовых назначений в сумме 1428,3 млн. рублей. Одним из положительных аспектов исполнения бюджета является снижение объема недоимки по налогам на 4,1 млн. рублей.

Организации муниципальной формы собственности, находящиеся в стадии банкротства, отсутствуют.

Объекты не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа, отсутствуют.

В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается своевременно и в полном объеме. Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений отсутствует.

Расходы бюджета за 2015 год составили 2 023 млн. рублей или 94,1% от плановых назначений, из них 741,6 млн. рублей составили расходы на выполнение переданных полномочий за счет субвенций из вышестоящих бюджетов. Исполнение по расходам за счет средств местного бюджета составило 97,9% от запланированных, за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области - 90,4 %.

Основной причиной исполнения бюджета по расходам в объемах ниже запланированных является невыполнение плановых назначений за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области.

В целях дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить в 2016-2018 годах снижение неэффективных затрат бюджета. В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств, сокращению доли неэффективных бюджетных расходов, а так же расходов на содержание работников органов местного самоуправления.

Город Бердск одним из первых в Новосибирской области в 2006 году утвердил основной документ территориального планирования - Генеральный план г. Бердска. Корректировка Генерального плана планируется в 2016 – 2017 годах.

В 2015 году согласно социологическому опросу удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления составила 65,95% - на 8,63% выше, чем в 2014 году. На повышение результата в сфере удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления повлияло комплексное развитие информационной политики администрации Бердска. Увеличен объем информирования жителей через официальный сайт администрации, городские средства массовой информации.

Прогноз на 2016 - 2018 годы – 68 - 71%.

Численность постоянного населения города Бердска составила на конец года 102808 человек. Прирост численности населения города сформирован за счет естественного и миграционного прироста населения. Естественный прирост населения в Бердске наблюдается с 2009 года. В плановом периоде эта тенденция сохранится.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Увеличение потребления электроэнергии связано с ростом населения, увеличением темпов строительства новых многоквартирных домов.

Увеличение потребления тепловой энергии в многоквартирных домах связано с тем, что большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсоснабжения.

Снижение величины энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями связано с реализацией Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым все муниципальные учреждения обязаны установить приборы учета потребления энергоресурсов. Кроме того, в рамках реализации данного федерального закона проводится массовая замена окон в муниципальных учреждениях органов образования, что позволяет значительно снизить тепловые потери и расход теплоносителя. 

Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Территория: Новосибирская область, г. Бердск.