Эффективность деятельности органов местного самоуправления
Доклад подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
В соответствии с Уставом города Бердска деятельность администрации города Бердска направлена на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Новосибирской области.
Заполнение показателей доклада выполнено в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Новосибирской области по подготовке доклада.
При подготовке доклада использовались официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, результаты социологических опросов, проводимых органами государственной власти Новосибирской области, и данные структурных подразделений администрации города Бердска.
План показателей на период 2012-2014 годы сформирован на основе анализа тенденций социально-экономического развития города Бердска, а также прогноза состояния экономической конъюнктуры.
Одним из главных итогов позитивного развития города в 2011 году является восстановление положительной динамики основных экономических показателей.
I. Экономическое развитие
Дорожное хозяйство и транспорт
В городе складывается сложная ситуация, вызванная высокой степенью износа и загрузки дорог личным и общественным транспортом. Рост автомобильного транспорта ведет к снижению пропускной способности городских дорог. В связи с крайне недостаточным финансированием дорожного хозяйства г.Бердска основная сумма денежных средств используется на экстренный ремонт аварийных участков дорожного полотна улиц г.Бердска. 80% дорожного полотна улиц г.Бердска в 2011г. находились в аварийном и небезопасном для движения автомобильного транспорта и пешеходов состоянии. Основной ремонт выполнялся как текущий и аварийный и не носил капитальный характер, так как на подобные виды ремонтных работ нужна проектная и исполнительная документация. Тенденция на последующие годы сохранится.
В 2011 году произведен аварийный ремонт дорог общего пользования объемом 11,9 тыс. кв. м на сумму 9140,8 тыс. руб. и капитальный ремонт дорог общего пользования объемом 31,1 тыс. кв. м на сумму 21052,6 тыс. руб. Работы по капитальному и текущему ремонту дорог выполнены в полном объёме.
На увеличение стоимости основных средств ассигнования расходуются незначительно. Строительство дорог не ведется.
Для исполнения Генерального плана развития города до 2015 года требуется построить 14 км дорог, на строительство потребуется 314 млн. рублей.
Протяженность автомобильных дорог в городе Бердске составляет 195,95 км, с твердым покрытием 84,5 км – 43,1%.
В течение 2011 года было обеспечено регулярное транспортное обслуживание по всей территории города. Главными задачами здесь остаются создание оптимально действующей транспортной сети пассажирского автотранспорта, ведение разумной тарифной политики, обновление изношенных основных фондов, обеспечение нормативного состояния дорожной сети и безопасности движения. Для повышения качества обслуживания и обеспечения доступности услуг общественного пассажирского транспорта, увеличения автобусного парка средней и большой вместимости на социально значимых маршрутах утверждена ведомственная целевая программа «Повышение качества обслуживания и обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения города Бердска на 2012-2015 годы».
Развитие малого и среднего предпринимательства
На территории города осуществляют деятельность 3509 индивидуальных предпринимателя, 3205 предприятий малого бизнеса, 152 крупных предприятия. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций составила 34,5% в 2011 году.
В минувшем году продолжена поддержка этого сектора. Объем финансирования муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Бердске на 2009-2013 годы» за 2011 год составил в рамках софинансирования из областного бюджета 417,5 тыс. рублей, из местного бюджета 151,8 тыс. рублей. Всего поддержку получили 11 субъектов предпринимательства на сумму 569,3 тыс. руб.
В целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ решением Совета депутатов г.Бердска от 30.06.2010 № 684 утвержден перечень имущества, предназначенного для использования в целях предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В 2011 году доля размещенных заказов составила 11,16%.
Улучшение инвестиционной привлекательности
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отчетном периоде составила 1,02 га, в том числе для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства – 1,02 га.
Увеличивается площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом. Активно ведется реализация Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ по оформлению садовых земельных участков в собственность граждан.
В соответствии с решением сессии Совета депутатов города Бердска от 22.09.2011 № 71 изменена граница муниципального образования г.Бердска путем включения земельного участка площадью 3,3га из земель Мичуринского сельсовета Искитимского района.
Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) в 2011 году составила 180 дней.
Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство в 2011 году составила 6 дней.
Уменьшились площади земельных участков, предоставленных для индивидуального строительства, в отношении которых не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет.
Не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета г.Бердска, в 2011 году не было.
Объем инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций с досчетом параметров деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами в 2011 году, составил 2389,3 млн. руб., или 24335,83 руб. на одного жителя. Прогнозируется сохранение положительных достижений в стимулировании привлечения инвестиций на территорию города.
Доходы населения
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу предприятий и организаций составила в 2011 году 17319 руб., работников крупных и средних предприятий 19481 руб. К 2013 году среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города Бердска ожидается на уровне 25600 руб.
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа в 2011 году составила 73,2%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, а также работников муниципальных учреждений стабильно растет.
Рост доходов работников бюджетной сферы обеспечивался за счет оптимизации сети бюджетных учреждений, совершенствования отраслевых систем оплаты труда, отраслевых тарифных соглашений.
Планируется постепенное увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных учреждений здравоохранения.
В течение 2011 года проведено 3 заседания межведомственной комиссии по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда работников организаций, находящихся на территории города Бердска, на котором рассмотрено 38 организаций. Кроме плановых заседаний межведомственной комиссии постоянно велась индивидуальная работа с работодателями.
Улучшение уровня и качества жизни населения, сокращение социального неравенства являются основными задачами органов местного самоуправления в прогнозном периоде.
II. Здравоохранение и здоровье населения
Достигнуты целевые показатели критериев качества и доступности медицинской помощи. Все индикаторные показатели разделены на две категории: критерии качества и доступности в амбулаторно-поликлинических учреждениях и критерии качества и доступности в стационарных учреждениях.
Стационарная медицинская помощь осуществляется в четырех больничных комплексах.
Стационар замещающие виды медицинской помощи представлены тремя дневными стационарами при взрослом поликлиническом отделении на 21 место при 3-х сменном режиме работы. Функционирует дневной стационар на дому на 39 мест.
Поликлинические отделения МУЗ БЦГБ единственные лечебно-профилактические учреждения, реализующие Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Было продолжено оказание стоматологических услуг по профилактике кариеса у детей за счет средств областного бюджет,
Согласно социологическому опросу, удовлетворенность населения медицинской помощью в 2011 году составила 60%, в 2010 – 59%, прогноз на 2012-2014г.г - 63-65%.
Доля населения в возрасте от 18 лет и старше, охваченного профилактическими осмотрами на туберкулез, в 2011 году составила 63,17%; осмотрами на злокачественные новообразования – 76,84%. К концу 2014 года планируется увеличение доли населения, охваченного профилактическими осмотрами на туберкулез до 72%, на злокачественные образования определен с нарастающим от 2010 года – до 50%. Также снизится число лиц, умерших в возрасте до 65 лет и в стационаре.
МУЗ «Бердская центральная городская больница» применяет стандарты оказания медицинской помощи, на отраслевую систему оплаты труда переведена в декабре 2008 года. На одноканальное финансирование планирует перейти в 2012-2013 г.г. Является единственным муниципальным учреждением здравоохранения на территории города, которое имеет медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, что является одним из важнейших лицензионных требований.
В 2011 году продолжилось совершенствование возможностей системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. В целях обеспечения гарантий оказания бесплатной медицинской помощи МУЗ «БЦГБ» внедрено 364 Федеральных стандарта оказания медицинской помощи.
Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет в 2011 году составило 413 единиц, в том числе на дому – 193 человек, в первые сутки в стационаре – 19 (в том числе от инсульта – 19 человек). Число случаев смерти детей до 18 лет в 2011 году составило 6 единиц.
Уменьшение числа случаев смерти лиц до 65 лет на дому связано как с общим числом уменьшения смертности в городе, так и большей доступностью стационарной медицинской помощи для населения без ограничения возраста граждан. С целью снижения смертности лиц трудоспособного возраста, в частности и от лидирующих по причине смертности заболеваний сердечнососудистой системы, муниципальное здравоохранение ориентировано на проведение профилактической работы, направленной на раннее выявление заболеваний, формирование мотивации к здоровому образу жизни и повышение уровня санитарной грамотности населения.
Планируется реализация мероприятий, направленных на снижение числа случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет, а также детей до 18 лет. На решение этой задачи направлены, в том числе, организация высокотехнологичной медицинской помощи жителям города в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».
Для стабилизации и возможного снижения показателя смертности детей до 18 лет планируется ряд мероприятий, таких, как расширение профилактической работы, увеличение охвата дополнительной диспансеризацией детей декретированных возрастов, проведение вакцинопрофилактики.
Число работающих в муниципальном учреждении здравоохранения в 2011 году составило 1191 человек. Число врачей составило 214 человек, среди которых 43 участковых врачей и врачей общей практики. Среднего медицинского персонала в 2011 году зафиксировано 504 человека (в том числе медицинских сестер участковых и медицинских сестер врачей общей практики – 59 человек).
В 2014 году число работающих планируется на уровне 1412 человек.
Увеличение числа работающих в расчете на 10000 человек населения связано с более высоким уровнем обеспечения населения средним медицинским и прочим персоналом. Анализируя сложившуюся ситуацию за последние годы, к 2012 г. прогнозируется планомерный стабильный приток количества работающих в отрасли до 141 чел. на 10000 чел. населения, что напрямую связано с проводимой кадровой политикой, которая направлена на привлечение и закрепление специалистов в системе здравоохранения города. Обеспечено проведение первичной подготовки и переподготовки специалистов участкового звена и общей врачебной (семейной) практики, предоставление служебного жилья.
Средняя продолжительность лечения в круглосуточном стационаре оптимальна и уже сегодня ниже целевых значений. в 2010 году она составила 10,45 дней. Фактическая стоимость 1 койко-дня без учета расходов на оплату труда и начислений на оплату труда составляет в 2011 году 328,56 руб. при наличии 639 койко-мест. Фактическая стоимость вызова скорой медицинской помощи без учета расходов на оплату труда и начислений на оплату труда зафиксирована на уровне 72,73 руб.
Снижение числа коек на 10000 человек населения условно, связано с увеличением численности населения.
Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя - не содержит сведения о объемах помощи лиц, имеющих договор на оплату услуг с медицинским учреждением (ГУ МЧС России по НСО, ГУВД по НСО); граждан, не имеющих российского гражданства; инобластные новорожденные; граждан, получивших производственную травму (Фонд Социального Страхования); лиц, не имеющих договор на оплату услуг с медицинским учреждением (военнослужащие, служба исполнения наказаний); инообластных без документов; лиц, пролеченных, но не оплаченных, в связи с недействительностью полиса, выявленного в результате проверки страховой организацией.
Общий объем расходов бюджета г.Бердска на здравоохранение в 2011 году составил 64468,3 тыс. руб.
Основной проблемой здравоохранения на территории города Бердска является решение кадрового вопроса первичного звена медицинской помощи по участковым терапевтам и врачам СМП и низкий уровень материально-технической базы МУЗ «БЦГБ».
Начатые реформы в здравоохранении продолжатся в 2012 году, связанные с переходом муниципального учреждения здравоохранения на областной уровень, внедрением новых стандартов оказания медицинской помощи, одноканальной формы финансирования медицинских учреждений.
III. Дошкольное и дополнительное образование детей
В муниципальную систему дошкольного и дополнительного образования входят 20 детских садов и 19 учреждений дополнительного образования в сфере культуры, физической культуры и спорта, образования, молодежной политики.
В детских дошкольных учреждениях представлен широкий круг образовательных услуг. Приоритетные направления работы: психофизическое, познавательно-ролевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей.
Детские дошкольные учреждения за 2011 год посещало 4028 детей. Доля педагогов с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников составила 53,31%.
Согласно социологическому опросу, удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей в 2011 составила 77%, в 2010 – 63%, прогноз на 2012-2014г.г – 82-85-88%.
Проводится работа по интеграции деятельности учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, это позволит каждому обучающемуся осуществить выбор индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении, повысить доступность, вариативность, эффективность и качество предоставления дополнительных образовательных услуг.
Период 2010-2014 годов характеризуется ростом численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу.
Для рационального использования резервных площадей образовательных учреждений и обеспечения реализации права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в 2011году открылись дополнительные группы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 140 мест.
В качестве альтернативы для исполнения прав детей на дошкольное образование может служить создание негосударственных образовательных учреждений: детский сад «Кристаллик» на 102 места и школа «Экология и диалектика», на базе которой организована группа для детей дошкольного возраста - 15 мест.
Охват детей услугами дошкольного образования дошкольного возраста (от 1, 5 до 7 лет) составил 83%.
Вместе с тем существует очередность в дошкольные учреждения города Бердска детей в возрасте 1 – 6 лет, численностью 4014 ребенка.
Общероссийская проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях в полной мере касается и г.Бердска. Дошкольные образовательные учреждения Бердска включились в областную целевую программу «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы». В рамках реализации этой программы предусмотрены мероприятия по увеличению числа мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях, открытию мест дошкольного образования в отремонтированных (реконструированных) зданиях, открытию мест дошкольного образования во вновь построенных дошкольных образовательных учреждениях с учетом территориальной доступности. Реализация планируемых мероприятий на 2012-2014 годы позволит сократить очередность на 1718 детей. В 2012 году планируется реконструкция и капитальный ремонт МДОУ № 10 «Звездочка» (180 мест) и открытие 5 дополнительных групп в действующих детских садах (МДОУ № 12, 17, 21, 24, 25) на 100 мест, строительство детского сада на микрорайоне «Северный» (280 мест) и на микрорайоне «Белокаменный» (150 мест). Выполнение этих мероприятий позволит ввести 710 мест для детей дошкольного возраста, что значительно сократит очередность для зачисления в детские сады.
Распределение мест в дошкольные учреждения проводится на основании сформированной электронной базы данных. Это позволяет обеспечивать прозрачность в вопросе очередности и распределения мест. Строго отслеживаются льготные категории семей, имеющих право на внеочередное получение путевок для детей в дошкольные учреждения.
Расходы бюджета на дошкольное образование детей составили 249411 тыс. руб.
IV. Общее и дополнительное образование
В муниципальную систему общего образования входят 15 общеобразовательных школ, из них 3 лицея.
Согласно социологическому опросу, удовлетворенность населения качеством общего образования детей в 2011 году составила 84% опрошенных, в 2010 - 74%, прогноз на 2012-2014г.г – 85-88%. Качеством дополнительного образования детей удовлетворены в 2011 г. 93% опрошенных при средней по области 87%, в 2010 - 91%, прогноз на 2012-2014г.г –95-98%.
Одно из ключевых изменений в образовании - прохождение государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена. В 2011 г. 99,7% из 530 выпускников сдали ЕГЭ. В 2012 - 2014 гг. по предварительному прогнозу процент сдачи ЕГЭ должен остаться на этом же уровне. По итогам 2010-2011 учебного года 28 выпускников получили золотые, а 22 серебряные медали.
Среднегодовая численность работников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 году составила 1018 человек, из них 544 учителя. Остается острой проблема нехватки квалифицированных кадров.
В 2011-2012 учебном году в школах города обучалось 9254 человека.
В 11 школах из 15 образовательный процесс осуществляется в две смены. По городу средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях составляет 24,05 чел. С 2011 года первые классы во всех общеобразовательных учреждениях города перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты.
В городе 5 базовых школ: лицей № 6, лицей-интернат № 7, СОШ № 2 «Спектр», СОШ № 5, СОШ № 13. Они являются опорными по апробации нововведений, происходящих в системе образования.
Количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2011 году составило 384 единицы, что на 5 ед. превышает уровень прошлого года.
Общий объем расходов бюджета г.Бердска на общее образование в 2011 году составил 369562,7 тыс. руб., на дополнительное 115476 тыс. руб.
В целях обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства идет системная работа по созданию в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям.
Анализ поступления выпускников профильных классов показывает, что выпускники 11-х классов поступают в ВУЗы, где профильными дисциплинами являются предметы, изучаемые в общеобразовательных учреждениях на профильном уровне.
В 5 общеобразовательных учреждениях функционирует 8 специальных классов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Их посещает 76 обучающихся. Дистанционным обучением в 2011 году охвачено 12 детей-инвалидов.
Деятельность в учреждениях дополнительного образования детей в 2011 году проводилась по следующим направлениям: научно-техническое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, культурологическое, социально-педагогическое. Данные виды направлений по-прежнему являются наиболее привлекательными для юных бердчан и как следствие оказывают наибольший воспитательный эффект.
Программы дополнительного образования реализовывались в кружках, секциях, объединениях, студиях, организованных на базе общеобразовательных школ, лицеев, детских садов.
На протяжении последних лет в учреждениях дополнительного образования детей контингент обучающихся ежегодно увеличивается.
Удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности составил 85%.
V. Физическая культура и спорт
В г.Бердске создаются условия для подъема массовости детско-юношеского спорта и повышения спортивного мастерства юных спортсменов, формирования здорового образа жизни среди населения.
В результате проведенной работы, установлению взаимодействия с организациями спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности различных форм собственности, удалось добиться запланированных качественных и количественных показателей, таких как численность занимающихся, результативность спорта высших достижений, квалификации тренерского состава, а также социально-экономических показателей.
Количество систематически занимающихся физической культурой и спортом стабильно показывает положительную динамику роста и по итогам 2011 года составляет 22651 человека. Увеличение численности лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, будет обеспечено за счет укрепления материально-технической части спортивной базы, совершенствования форм организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий со всеми возрастными группами населения, проведения массовых спортивных праздников, а также благодаря тесному социальному партнерству администрации и частного бизнеса.
К услугам населения представлены 123 спортивных сооружения. Большую роль в развитии массовой физической культуры сыграло строительство в городе целого ряда современных спортивных сооружений (Ледовые дворцы спорта «Бердск», «Зима-Лето», спортивный Комплекс «Кристалл», СОК «Рассвет», футбольное поле ФОК «Вега», открытый плавательный бассейн пансионата «Борвиха»), которые находятся в непосредственной близости с природными ресурсами и доступны горожанам. Качество предоставляемых услуг высоко оценивается спортивными чиновниками - ежегодно в нашем городе проводится более 40 соревнований областного уровня и не менее 10 регионального и всероссийского уровня.
Процент обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта падает, т.к. в ближайшие 3 года строительство новых спортивных объектов не запланировано, а численность населения с каждым годом возрастает.
Отсюда следует потребность в учреждениях спортивной направленности (спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов).
Общий объем расходов бюджета города на физическую культуру и спорт в 2011 году составил 19427,5 тыс. руб.
VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
В 2011 году в городе введено в эксплуатацию 83949 квадратных метров жилой площади, при плане 79900, в том числе 62 жилых дома площадью 62466 кв.м. и 135 индивидуальных домов площадью 21483 кв.м. По отношению к соответствующему периоду прошлого года ввод жилья увеличился на 25,4%. В 2012 году запланировано обеспечение ввода 79,1 тыс. кв. м жилья, в том числе 30,0 тыс. кв. м индивидуального. Показатели формировались совместно с застройщиками г. Бердска с учётом степени готовности жилых домов.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2011 году составила 23,29 кв. м., в т.ч. введенная за год – 0,86 кв. м.
Число жилых квартир в расчете на 1 тыс. человек населения в 2011 году составило 445,11 единиц, в том числе введенных в действие за год – 10,39 единиц.
Город Бердск первым из муниципальных образований Новосибирской области утвердил основной документ территориального планирования - Генеральный план г. Бердска. На основании утверждённого Генерального плана утверждён план реализации Генерального плана г. Бердска на 2007-2012 годы, в который включены объекты капитального строительства местного значения по разделам: водоснабжение, канализация, электроснабжение, дождевая канализация, учреждения культурно-бытового обслуживания, охрана окружающей среды, дорожное строительство.
В целях развития комплексной жилой застройки г. Бердска в Генеральный план г. Бердска внесены изменения, разрешившие использование земель сельскохозяйственного назначения в южной части г. Бердска на зону комплексной жилой застройки. Площадь участка 138,64 га обеспечит дополнительный ввод жилья малоэтажной застройки порядка 90,0 тыс. м2.
Правила землепользования и застройки муниципального образования города Бердска утверждены решением Совета депутатов города Бердска от 08.11.2007 №322. Утверждено 740 схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала. Мероприятия по подготовке и предоставлению земельных участков проводились на основании рекомендаций комиссии по градостроительству и землепользованию.
Будут сформированы и предоставлены под жилищное строительство земельные участки 18-го, 9-го кварталов, ул. Больничной, освободившиеся в связи со сносом домов аварийного жилого фонда. Продолжится работа по обеспечению районов индивидуальной жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры.
VII. Жилищно-коммунальное хозяйство
Согласно социологическому опросу, удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг в 2011 году составила 88% опрошенных, прогноз на 2012-2014г.г – 90-92%.
В 2011 году на территории города 525 многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали следующий способ управления своим домом:
- управление управляющей организацией – 355 домов;
- управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом – 105 домов;
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме – 65 домов.
В 2011 году на территории города Бердска работали 11 организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации(захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, из 13 организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.
Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации или городского округа в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов (20 организаций), в общем числе организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (20 организаций), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, составило 100%.
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с целью создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах города Бердска, приведение ограждающих конструкций жилых и общественных зданий в соответствие с действующими нормами по тепловой защите, снижение физического износа многоквартирных домов на 30-50%, повышение надежности и увеличение сроков эксплуатации конструкций и элементов, внутридомовых инженерных систем жилых домов до нормативных, в 2011 году установлено приборов учета в 68 домах. В 2011 году на территории города Бердска всего 525 многоквартирных домов, в том числе 43 дома ветхих и аварийных, 16 домов не имеют технической возможности установки приборов учета (отсутствуют подвальные помещения). 303
дома оснащены общедомовыми приборами учета. В 2011 году утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Бердске на период до 2015 года».
Проводимый мониторинг показал, что уровень собираемости платежей составила 96,38%.
Администрацией города Бердска особое внимание уделяется состоянию жилищного фонда. В целях обеспечения бесперебойной работы систем жизнеобеспечения в зимний отопительный период, ежегодно своевременно готовятся постановления Главы города, утверждаются планы мероприятий, определяются регламентные работы подготовки систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации к работе в осенне-зимний период. Организуется работа городского штаба по контролю над обеспечением устойчивой работы объектов и систем жизнеобеспечения города Бердска в течение прохождения отопительного периода.
В зимний отопительный период 2011-2012 годов, во исполнение постановления Главы города Бердска «О мероприятиях по подготовке объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в городе Бердске к работе в осенне-зимний период 2011-2012 года», предприятиями и организациями, занимающимися эксплуатацией объектов социально-культурного назначения всех форм собственности, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, в соответствии с утвержденными планами мероприятий, проведены регламентные работы по подготовке систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации к работе в осенне-зимний период. Выполнение утвержденного плана мероприятий, по подготовке к зимнему отопительному периоду 2011-2012 годов, позволило городу своевременно начать отопительный период, а так же обеспечило прохождение длительного периода низких температур наружного воздуха без существенных инцидентов и отключений.
Работу по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, планируется завершить в следующем году.
Паспорта готовности жилищного фонда и котельных к отопительному сезону по состоянию на 15 ноября отчетного года имеют 100% домов и котельных.
Общий объем расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2011 году составил 227464,1 тыс. руб.
Постановлением администрации города Бердска от 19.09.2011 № 2376 утверждена «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г.Бердска на 2012-2015 годы». Программа направлена на осуществление надежного и устойчивого обеспечения потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, определенных для вновь строящегося жилищного фонда. Целью Программы является создание условий для эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры г.Бердска, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки и предусматривает решение следующих задач:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры города с целью увеличения мощности;
- повышение эффективности предоставления коммунальных услуг в необходимом объеме и надлежащего качества.
VIII. Организация муниципального управления
В 2011 году согласно социологическому опросу удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления составила 50%. Прогноз на 2012 – 2014 г.г. – 52-54-55%.
Для достижения плановых показателей на 2012-2014 годы информирование жителей осуществляется через официальный сайт администрации, городские СМИ: газету «Бердские новости», приложение «Вестник муниципального образования города Бердска», «Народ знает все», сотрудничество с другими печатными изданиями города Бердска и Новосибирской области, в которые еженедельно направляется пресс-релиз администрации с целью информирования населения ее деятельности.
СМИ и общественность города принимают участие в работе расширенных аппаратных совещаний, проводимых Главой города, заседаниях сессий Совета депутатов, коллегий при Главе города.
Совместно с телекомпанией «ТВК – плюс» запланирована ежеквартальная передача с участием Главы города.
В 2011 году на официальном сайте администрации создана рубрика «Нам важно ваше мнение», введен раздел «Муниципальный контроль», в котором размещены Положение об осуществлении муниципального контроля (надзора) на территории города, административные регламенты по осуществлению муниципального контроля, план проведения плановых проверок на 2012 год и доклад об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2011 год.
Ежегодно проводятся собрания трудовых коллективов муниципальных предприятий и учреждений города по итогам работы за прошедший год, а также собрание представителей трудовых коллективов города Бердска.
В 2011 году особое внимание уделялось работе по оптимизации структуры и состава муниципальных предприятий и учреждений путем реорганизации действующих, а также путем изменения типа существующих муниципальных учреждений в соответствии с требованиями Федерального Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
Таким образом, в связи с произошедшими преобразованиями правового статуса муниципальных учреждений, по состоянию на 01.01.2012 на территории муниципального образования города Бердска осуществляют деятельность 68 муниципальных автономных и бюджетных учреждений (из них 12 автономных). В стадии ликвидации находятся 6 муниципальных автономных учреждений.
Доходная часть бюджета города исполнена на 97,9% от годовых плановых назначений и составляет 1406,0 млн. рублей.
Основной причиной уменьшения суммы собственных доходов является исключение из доходов бюджета города платежей родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях.
По вопросу обеспечения устойчивости и роста доходов бюджета города следует отметить равномерное и стабильное поступление в бюджет налоговых и неналоговых доходных источников.
Основные направления культурной политики администрации города нацелены на сохранение статуса города Бердска как одного из лучших культурных центров Новосибирской области, обладающего многопрофильной и стабильно работающей сетью учреждений культуры.На протяжении ряда лет ежегодно проводятся около 50 городских культурно-массовых мероприятий и 20 имеющих статус областных, региональных и всероссийских. Повышается качество проведения городских культурно-массовых мероприятий, более широко используются имеющиеся ресурсы учреждений и предприятий города, применяются новые формы проведения городских праздников.
В 2011 г. удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, составил 16,72%.
По сравнению с 2010 годом показатели обеспеченности населения города Бердска в объектах культуры и искусства не изменились, количество учреждений культуры осталось на уровне 2010 года.
Согласно социологическому опросу, удовлетворенность населения качеством культурного обслуживания в 2011 году составила 96% опрошенных, прогноз на 2012-2014г.г – 97-98%.
Общий объем расходов бюджета на культуру в 2011 году составил 40770,9 тыс. руб.
Организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, на территории муниципального образования города Бердска нет.
Кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений отсутствует.
В 2011 году за содействием в поиске подходящей работы обратились 4544 чел. – это на 884 чел. меньше, чем в 2010году.
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные службы занятости населения с целью поиска подходящей работы несколько ниже, чем в 2010году (2010год – 57.24%, 2011год – 55,79%). Сохранение достигнутых показателей обусловлено реализацией Плана мероприятий по содействию занятости населения, созданием новых производств и новых рабочих мест, реконструкцией имеющихся, повышением уровня заработной платы, улучшением условий труда.
Уровень зарегистрированной безработицы снизился на 0,46% и составляет 1,81% на 01.01.2012 года от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, что соответствует среднеобластному показателю. Численность безработных снизилась, т.к. сократилось число обращений (2010год –5428чел., 2011год – 4544чел.), трудоустройство осталось на уровне 2011года.
Государственным заданием на последующие годы установлены нормативы в пределах достигнутого, уровень трудоустройства 50%, что и будет выполняться.
В соответствии с Бюджетным кодексом планирование бюджета города осуществляется на трехлетний период.
Численность населения на 01.01.2012 г. составила 98809 человек и за 2011 год возросла на 1262 человека. Среднегодовая численность постоянного населения составила 98178 человек.
Расходная часть бюджета города Бердска в 2011 году исполнена на 96,0%. При формировании расходной части бюджета в 2011 году в первую очередь учитывалась необходимость обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, направленных на развитие и содержание бюджетной сферы, подготовку к вступлению в силу положений Федерального закона от 08.02.2010 № 83-ФЗ, а также обеспечение участия в реализации областных и федеральных целевых программах с учетом софинансирования из собственных доходов бюджета города.
Планирование расходов на 2011 год осуществлялось на основе реестра расходных обязательств, который позволяет четко определить состав и объемы действующих обязательств, где учтены все действующие законы, нормативные акты, договоры, соглашения и программы, обуславливающие финансовые обязательства, где также указывается объем бюджетных ассигнований на их исполнение. Кроме того, ведение реестра расходных обязательств позволяет выявить расходные обязательства, не регламентированные нормативно-правовыми актами, не имеющие чёткого механизма реализации. Во втором полугодии 2011 года в качестве пилотного проекта был внедрен механизм субсидирования на выполнение муниципальных заданий в сфере физической культуры и спорта.
Исполнение расходов бюджета города Бердска осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими бюджетный процесс, порядок и условия предоставления бюджетных средств, составления и ведения бюджетных смет, расчеты нормативов финансовых затрат.
Кассовое обслуживание бюджета города Бердска осуществлялось управлением финансов и налоговой политики, что позволяет осуществлять текущий контроль за расходованием средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по показателям бюджетной классификации РФ, а также препятствует нецелевому расходованию бюджетных средств. Следует отметить, что в 2011 году обеспечено наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов для сохранения социальной стабильности жизни в городе.
По сравнению с 2010 годом доля капитальных расходов в объекты муниципальной собственности снизилась на 0,8% при снижении объема капитальных вложений на 5,5%, что объясняется увеличением доли расходов на оплату труда с начислениями в связи с индексацией фонда оплаты труда работников бюджетной сферы и изменением ставок единого социального налога.
Формирование объема расходов бюджета города Бердска на 2012 год основано на прогнозируемом поступлении доходов и источниках финансирования дефицита бюджета, объеме действующих обязательств в соответствии с данными реестра расходных обязательств муниципального образования города Бердска. С 1 января 2012 года осуществлен переход всей бюджетной сферы на новые условия организации деятельности и финансирования в рамках положений федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На реализацию полномочий органов местного самоуправления за счет собственных налоговых и неналоговых доходов доля расходов, запланированных по программно-целевому методу, в общем объеме расходов бюджета составляет 7,2%. Основными задачами осуществления бюджетного процесса в городе в 2012 году являются:
- повышение уровня администрирования поступлений в бюджет города;
- достижение оптимального баланса в доходах бюджетных и автономных учреждений между объемом субсидий на выполнение муниципальных заданий, и доходами от предпринимательской деятельности, что позволит повышать реалистичность бюджета города, увеличивать объем средств, направляемых в реальный сектор экономики и инвестирование, а также увеличивать долю расходов в нормативах финансовых затрат на содержание помещений, закрепленных за учреждениями с учетом расходов на текущий и капитальный ремонты;
- осуществление мониторинга кредиторской задолженности и качества управления средствами бюджета города Бердска;
- продолжение внедрения программно-целевого метода планирования расходов, учитывая приоритетность, возможность оценки экономической и социальной эффективности расходов, их прозрачности по приоритетным направлениям;
- максимально возможное сокращение кредиторской задолженности, особенно просроченной;
- реализация мероприятий программы повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем разработки и реализации главными распорядителями средств бюджета города отраслевых планов повышения эффективности бюджетных расходов с учетом мероприятий по оптимизации сети подведомственных учреждений;
- обеспечение своевременного субсидирования на выполнение утвержденных муниципальных заданий, обеспечение контроля по их исполнению;
- упорядочение бюджетных инвестиций, проведение инвентаризации объектов, незавершенных строительством;
- усиление предварительного финансового контроля путем постановки на учет принимаемых бюджетных обязательств.
В рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением администрации города Бердска от 23.12.2011 № 3707 утвержден План мероприятий по организации предоставления муниципальных услуг в городе Бердске.
В соответствии с типовым перечнем муниципальных услуг Новосибирской области утвержден Реестр муниципальных услуг города Бердска – всего 59 услуг.
Разработаны административные регламенты и технологические карты муниципальных услуг по соответствующим направлениям деятельности.
Утвержден Перечень муниципальных услуг города Бердска, предоставляемых в электронном виде.
Утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг города Бердска (9 услуг).
Законом также предусмотрено внедрение системы электронного межведомственного взаимодействия, которое позволит сократить перечень документов и сведений, предоставляемых гражданами и юридическим лицам при обращении за государственной и муниципальной услугой, за счет исключения необходимости предоставления документов и сведений, имеющиеся в иных органах и организациях. Определены ответственные за координацию процессов организации межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг. Сформирован перечень муниципальных услуг города Бердска, в отношении которых планируется проведение работ по организации межведомственного взаимодействия (30 услуг).
Обеспечено размещение сведений о муниципальных услугах города Бердска в государственной информационной системе «Единый реестр государственных и муниципальных услуг» в программном комплексе «Реестр государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».
До конца 2012 года по всем типовым услугам планируется выполнить интеграцию с единым порталом государственных и муниципальных услуг и обеспечить возможность их оказания в дистанционном режиме в электронном виде.
IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Для повышения энергоэффективности в организациях, финансируемых из местного бюджета, в жилищном секторе, в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры в городе разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Бердске на период до 2015 года». В рамках ее реализации в 2011 году произведена установка комплексных приборов учета в многоквартирных жилых домах города Бердска в количестве 42 ед.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- снижение энергоемкости к 2015 году не менее чем на 15% к уровню 2010 года;
- снижение затрат бюджета города Бердска на оплату коммунальных услуг на 3% ежегодно в течение 5 лет относительно 2010 года;
- увеличение уровня инструментального учета потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере до 100%;
- снижение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении на 1,5%;
- снижение энергоемкости основных видов продукции на 3% в год.
X. Дополнительные показатели
На территории города Бердска оборудован один полигон по приему твердых бытовых отходов.
Площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары, лесопарки, газоны, озеленение улично-дорожной сети) составляет 424,6 тыс. кв. м, из них 102,3 тыс. кв. м - особо охраняемая природная территория местного значения «Городской парк «Бердская коса».
Обеспеченность домов домовыми знаками и указателями улиц составляет 100%.
Глава города Бердска И.Н.Потапов 27 апреля 2011 г.
Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Территория: Новосибирская область, г. Бердск.